Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

Невкусная жизнь

Человек создан для того, чтобы получать удовольствие. Когда он испытывает удовольствие, он чувствует и благодарность к жизни, к высшей силе, к людям. Одна из причин отсутствия радости и удовольствия от жизни — травма насильственного кормления в детстве...

Ей часто снился сон, что она попала на шоколадную фабрику и можно есть шоколада сколько влезет. Она пихала его в себя, ожидая привычного удовольствия, но он был безвкусный, скользкий, словно мыло. И чем больше она его поглощала — механически, без удовольствия — тем противнее ей становилось. До тошноты.

Такой была и ее жизнь. Утром она открывала глаза с ожиданием, что наконец-то сегодня почувствует радость от пробуждения и нового дня. Еще бы — день сулил так много удовольствий! В ее жизни все складывалось хорошо — любимый муж, дети, интересная работа, материальный достаток, спорт, хобби, друзья, единомышленники, путешествия. Что еще нужно для счастья?

Но счастья почему-то не было. Каждое утро было одинаковым — тоска такая, что хочется выть. Нет сил вытянуть себя из постели. Когда же она все-таки вставала, наступала жизнь как она есть — со своими проблемами и подарками. Проблемы мобилизовали, а подарки и сюрпризы почему-то не радовали.

Не радовали успехи в работе, усилия мужа сделать ей приятно, искренние поздравления близких и друзей в день рождения. Трогательные рисунки детей, которые они рисовали маме, чтобы порадовать ее. Не радовала хорошая зарплата и возможность купить на нее много обновок. На мгновение загоралась она воодушевлением и чувствовала вкус жизни при резких поворотах судьбы или в путешествиях, но эти искры быстро гасли.

Она привыкла жить с дежурной улыбкой, скрывая душевную дыру, в которую утекала радость. Она привыкла к чувству вины и стыда за то, что принимала подарки, любовь, заботу близких, ведь она понимала, что ничего не может им отдать, даже благодарность, потому что не испытывала ее. Она много работала, многим увлекалась, но жизнь была безвкусной, пресной, словно макароны без соуса, которые она пихала в себя наутро после праздничного застолья.

Стоп! Не зря в голове нашей героини возникло именно такое сравнение. Одна из причин отсутствия радости и удовольствия от жизни — травма насильственного кормления в детстве.

Как ешь, так и живешь

На тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология» мы узнаем, что из отношения к еде рождается отношение человека к жизни вообще. Пища — это одно из самых сильных удовольствий в нашей жизни. И это первый опыт получения, с которым сталкивается ребенок, когда приходит в этот мир. От того, как он его пройдет, во многом зависит, станет ли он счастливым.

Человек создан для того, чтобы получать удовольствие. Когда он испытывает удовольствие, он чувствует и благодарность к жизни, к высшей силе, к людям.

Настоящее удовольствие можно получить, только когда наполняешь какое-то очень сильное желание. Если ты по-настоящему проголодался, то и корочка хлеба может доставить огромное наслаждение. А если ты сыт, то даже пирожное покажется невкусным.

Если ребенка в детстве заставляют есть, когда он не хочет, особенно если кормление превращается в насилие с криками, угрозами, унижениями, у него возникает серьезная психическая травма — он не научается получать радость от жизни, потому что не может получать удовольствие от наполнения самой простой, базовой потребности — потребности в пище.

Невкусная жизнь картинка

Что такое насильственное кормление

Возможно, при упоминании насильственного кормления у многих возникает образ грозной воспитательницы в детском саду, которая насильно сует в рот плачущему малышу ненавистную манную кашу с комками или выливает кисель за шиворот.

Или картинка семейной идиллии: вокруг ребенка собралась вся семья, папа делает отвлекающий маневр самолетиком, а мама в этот момент впихивает суп в раскрывшийся рот. «Ложечка за папу, ложечка за маму, ложечка за бабушку и еще одна за дедушку». К каким только хитростям, уговорам, угрозам ни прибегают родители, чтобы накормить дитя, когда оно не хочет есть!

Но не бывает ребенка, который не хочет есть. Просто зачастую мы не даем ему проголодаться. Поэтому травмы насильственного кормления могут сформироваться самыми разными способами, ведь суть его — получение пищи без желания, без голода.

Сейчас редко встретишь в детском саду случаи откровенного насилия при кормлении детей. Но даже грозные окрики воспитательницы: «Дети, едим молча!», «Доедаем быстро! Пора на прогулку» — уже стресс для ребенка. Или: «Так, ты почему не ешь?!»суровый взгляд над тарелкой мамы или воспитателя уже насилие. И так изо дня в день.

Может быть и так, что ребенка кормят по часам, согласно режиму. А если ребенок не проголодался? Он вынужден есть без аппетита, потому что так полезно, так рекомендуют врачи. Огромные порции, рассчитанные в неведомых институтах, которые получает ребенок в детском саду, из того же ряда.

Дети, которых постоянно кормят насильно, часто вырастают вялыми, унылыми, безынициативными, по сравнению с другими детьми.

Результат после тренинга «Системно-векторная психология»:

«Убрала насильственное кормление. Причем все оказалось проще, чем я думала. Во-первых, просто начала его спрашивать, что приготовить, во-вторых, в два раза уменьшила порцию, в-третьих, перестала настаивать. Результат не заставил себя ждать. Сын стал увереннее в себе и послушнее. Кушать стал не просто хорошо, а с добавками...»

Ребенок по своим желаниям и свойствам может сильно отличаться от родителей. Привычки в питании у родителей не всегда совпадают с тем, что хочет есть ребенок. Например, мама с анальным вектором ест большие порции простой пищи два раза в день. А ее кожно-оральный ребенок хочет есть чаще, маленькими порциями пищу, богатую на вкусы. В итоге в родительском доме он питается без аппетита. Ему все невкусно и не в то время.

«Откуда у людей возникает такое страшное желание накормить? Я нормально есть начала только ближе к 18 и реальное удовольствие от пищи испытывать, когда сбежала от родителей замуж. И ощутила свободу… Естественно, унылой в детстве я бывала частенько, малообщительной, подавленной, послушной...»

(из группы вКонтакте «Жри, скотина!»)

Почему детей кормят насильно

И действительно, откуда такое желание накормить против природы, через не хочу, возникло у человека? Еще каких-то 100 лет назад проблемы насильственного кормления не было, потому что в массе своей люди недоедали. Голод был нормальным состоянием, а значит, насыщение всегда ощущалось как удовольствие.

Сейчас мы больше не голодаем и имеем еды вдоволь. Последний массовый голод был во время и сразу после Второй мировой войны. В память людей, переживших блокаду Ленинграда и голод в тылу, на всю оставшуюся жизнь врезался страх голодной смерти. Именно поэтому наши бабушки не могут допустить, чтобы в доме не было хлеба или запасов крупы. Именно поэтому они, желая добра своим внукам, усиленно кормят их — чтобы были здоровы, чтобы выжили.

Не одно поколение советских детей выросло с травмой насильственного кормления.

Как проявляется в жизни травма насильственного кормления

Казалось бы, такая безобидная штука — покормить ребенка, когда он не хочет. Но оказывается, насильственное кормление — это очень тяжелая психотравма для человека.

От насильственного кормления деформируется судьба человека. Мы не научаемся получать, радоваться получению. Хотим получить, но не умеем. Более того, мы испытываем отвращение от получения и не испытываем благодарности за то, что дает нам жизнь. Поэтому мы и отдавать не умеем тоже, не умеем делиться. Отдача начинается с благодарности.

Мы теряем способность жить среди людей, не вписываемся в общество, потому что отношения между людьми построены на пище.

Нашими основными удовольствиями от жизни являются по нарастающей: еда, секс, реализация свойств в паре и в обществе. Если мы не умеем получить базовое удовольствие от пищи, то и во всех сферах нашей жизни мы имеем те же ощущения.

Бывает так, что человек не может вспомнить фактов насильственного кормления, потому что болезненные впечатления детства вытесняются в бессознательное. Однако он может определить, была ли такая травма, по тому, как он живет сейчас. Признаки могут быть такие:

  • странное отношение к еде. Есть очень яркие проявления нелюбимых продуктов (вареный лук, омлет, жир в супе). Причем не может вспомнить, почему он их невзлюбил. Может есть без аппетита то, что не нравится, рационализируя, что это полезно или «на всякий случай», вдруг через час негде будет поесть;

  • не умеет и не любит получать подарки, а собственный день рождения для него вообще катастрофа. Испортит настроение всем вокруг настолько, что праздника точно не будет. Дарить подарки тоже не любит;

  • не переносит праздничные походы в гости (особенно к старшим родственникам). Наблюдается точно такой же сценарий — портит всем настроение, злится на ерунду, обижается. Не любит принимать гостей, делиться пищей;

  • не может радоваться ни за себя, ни за других, всегда не удовлетворен тем, что имеет;

  • нет удовольствия в парных отношениях. Женщина бывает не способна получить оргазм, невольно отвергает желание мужчины сделать ей приятное. Не получает удовольствие от его подарков и желания покормить ее в ресторане. Не чувствует за это благодарности;

  • человек впихивает в свою жизнь без меры — еду, работу, спорт, увлечения, сон, по нарастающей, но это не приносит удовольствия. Живет по принципу «надо», а не «хочу»;

  • имея все предпосылки для счастья, будучи психически здоровым во всех своих проявлениях, он не испытывает радость от жизни, а только уныние и апатию. Жизнь бесцветна, безвкусна, пресна.

«Я старалась, готовила – а ты не ешь». «И для кого я это все делала?» Укоры, постановка в вину, наречение злодеем и вредителем. Теперь я понимаю, как это отражается на всем, во все нынешние проблемы проистекает – и неумение ценить собственный труд (готовность «работать за еду, а то вдруг с голоду помру»), и постоянное принятие непосильных челленджей (непреодолимого не бывает – надо только очень постараться запихнуть в себя), и неумение насладиться достижениями (наелся через силу), неумение получать и неумение делиться...» 

(из группы вКонтакте «Жри, скотина!»)

Получать — это больно

В зависимости от того, какие действия совершали взрослые, что испытывал ребенок, когда его заставляли есть, получение во взрослой жизни может сопровождаться теми же негативными ощущениями. Это может быть чувство вины или стыда, протест, бурный или спрессованный внутри, страх, если запугивали, потеря чувства защищенности и безопасности.

  • Кожная мама, разражаясь на ребенка, который медленно ест, лишает его чувства защищенности и безопасности — мама не любит, злится.

  • «Не будешь есть, будешь хилый и больной, ничего не добьешься в жизни» — и кожный ребенок боится не есть, даже когда не хочет, ведь здоровье — одна из его ценностей.

  • Манипуляция чувством вины у анального ребенка: «Дети в блокадном Ленинграде с голоду умирали, а ты кочевряжишься за столом. Как не стыдно?» или «Мама готовила, старалась для тебя, а ты не ешь. Маму не любишь?!» Да как же не любит! Для ребенка с анальным вектором мама — центр Вселенной. Он ради нее на все готов, даже есть ненавистный суп с вареным луком.

«Напрямую насильно не помню, чтобы кормили, но было такое, что все надо доесть, потому что «силушку оставляешь». Это проговаривалось часто. А еще помню внутреннее ощущение, что нельзя не доесть, потому что бабуля старалась, в 6 встала, чтобы меня порадовать, а я не ем... Быть неблагодарной плохо, я ж хорошая...»

(из воспоминаний слушателя тренинга)

Как избавиться от травмы насильственного кормления

Отследив такой сценарий в своей жизни, не всегда можно вспомнить травму, приведшую к нему, потому что негативный опыт зачастую вытесняется из сознания. Юрий Бурлан на тренинге «Системно-векторная психология» предлагает выполнять простое упражнение: перед едой благодарить за то, что пища появилась у вас на столе. Ведь ее могло бы и не быть. Только несколько десятилетий назад мы избавились от кнута голода — голод выкашивал миллионы людей. Благодарность за пищу — первый шаг к жизни с удовольствием.

Навык благодарности можно практиковать в своей жизни, не просто бездумно повторяя аффирмацию «благодарю, благодарю, благодарю…», а осознавая, что все, что приходит в вашу жизнь — это благо. Это реально меняет состояние человека и восприятие окружающего мира.

Однако без проработки травм насильственного кормления бывает трудно искренне почувствовать благодарность. Тренинг Юрия Бурлана помогает осознать важность благодарности не просто умом, а испытать это чувственно, помогает достать изнутри и обезвредить все травмирующие моменты, которые не давали жить в полную силу. Иногда на тренинге бывает достаточно осознать механизм связи пищи и получения, и уже не нужно никаких упражнений. Удовольствие и благодарность становятся естественными спутниками нашей жизни. Как-то становится нормальным не есть, когда нет чувства голода. Пресыщение пищей — это достаточно противное состояние. Становишься тяжелым, неповоротливым, ленивым, пропадает искра, кураж, энтузиазм.

Конечно, желательно вспомнить случаи насильственного кормления в детстве. Лучше всего это происходит на тематических занятиях Юрия Бурлана по пище.

Интересно также почитать посты в группе вКонтакте «Жри, скотина!», где люди делятся своим опытом насильственного кормления. Читая другие истории, многое понимаешь о себе. Воспоминания начинают всплывать сами собой от какой-то мелочи, ассоциации. Вдруг возникает так ясно, прямо с картинками: садик, вместо вкусной сладкой творожной запеканки со сгущенкой подали такой же по виду, но совершенно другой, по вкусу противный омлет... Это было жуткое разочарование в четыре года. А его еще и съесть заставили, чуть за шиворот не запихали...

Все, что вспоминается, нужно обязательно выписывать. Со всеми подробностями и страшными деталями. Выплескивать всю бурю чувств, все невысказанные эмоции, все возмущение и обиды. Можно даже поплакать, если захочется. Когда это вспоминается, осознается, да еще и выписывается, процесс выздоровления идет намного быстрее.

Проработав травму насильственного кормления в детстве, мы становимся более уверены в своих желаниях. Как в фильме «Сбежавшая невеста», мы начинаем понимать, какой способ приготовления яиц мы предпочитаем на самом деле. Мы перестаем совершать лишние движения и впихивать в себя все подряд в попытке ощутить хоть немного удовольствия. Мы начинаем чувствовать простую радость жизни от луча солнца, легкого ветерка и капель дождя на щеке.

«Я стала чувствовать себя живым человеком. Мой день просто взрывается эмоциями. То я пою во все горло, то реву, задыхаясь, то ржу как дикая лошадь. Я живая, я есть!!!»

«Никогда прежде я еще не ощущала такого счастья и благодарности от того, что я такая, какая есть, что я живу, такой полноты жизни и реализации себя, чувства, что я на своем месте. Все психотравмы детства и юности растворились, будто и не было этого ничего, воспринимаются как неприятный сон, да, картинка и воспоминания не очень, но это как неприятный фильм, который не имеет ко мне прямого отношения...»

«Хочу выписать свой результат после лекций по пище. Я открыла для себя ключ к удовольствию. Мне стало понятно, что только через пищу мы учимся получать удовольствие. Поняла, как это делать. Вспомнила насильственное кормление из детства. Сразу после первой лекции поняла, что люблю – что нет, до этого не ощущала, не получала удовольствия от пищи, не чувствовала, думала, это продукты сейчас такие, как бумага. Я просто подружилась с пищей. Теперь ем только то, что хочется, что приятно… Теперь я позволяю себе жить. Позволяю ловить на себе приятные взгляды. И получаю удовольствие при общении и при еде, и при любой возможности...»

Травмы насильственного кормления картинка
Автор публикации: Марина Алексеева
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии. Уже идут 42991 человек

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

Уже идут 42991 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
 

Даты лекций будут
скоро назначены

Комментарии 4 Отправить комментарий
Ирина Серова 04 августа 2019 в 20:08

О...да! Вот это "ложечка за маму, ложечка за папу" прямо в точку. Нет, меня не оскорбляли, но хорошо помню мамино желание "впихнуть" побольше и папино - "не заставляй, не хочет, пусть не ест". Хорошо, что был какой-то баланс. Сейчас пробую тестировать себя по признакам в статье и все вроде не про меня...но жареную печенку не люблю до сих пор...бррр! На тренинге осознания по пище просто потрясающие! Спасибо за статью!

Марина Голомолзина 03 августа 2019 в 12:08

Это одна из самых мощных проработок на тренинге. Многое меняется после этого в жизни

Светлана Голубова 03 августа 2019 в 11:08

Меня не закармливали насильно в детстве родители и бабуля. Спасибо им за это!

Но в детском саду вспомнила случаи, когда строгая воспитательница, буквально стояла на каждым ребенком и ждала, пока тарелка будет чистой. А в мои времена детсада особо не было выбора: всех кормили одинаково. Как же я ненавидела кашу-горошницу, винегрет и рыбные котлеты!!! А стоило отвернуться воспитателю, как добрая наша нянечка Валя, тут же "спасала" нас от горошницы:)

Осознание своих детских травм от прочтения - уже дает первый результат. Дальше - лекции по пище - еще сделают благое дело!

Спасибо автору за такую статью - проработку!

Екатерина Гусарова 03 августа 2019 в 07:08

Узнала себя. Заплакала. Ощущение, что за моей жизнью и мыслями до тренинга - подсматривали в замочную скважину. Очень сильные смыслы в статье, насквозь пропиталась пониманием