Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

Самопорезы и самоповреждения у подростков в практике детского психиатра. Часть 2

Подросток устраивает дома истерики, заявляет, что его никто не любит, что он никому не нужен. Угрожает выпрыгнуть с балкона, порезать руки и тому подобное. И режет. А потом мама или папа находят его с окровавленными предплечьями в полуобморочном состоянии. Пытаются оказать помощь, остановить кровь, вызывают скорую помощь, а он вдруг вскакивает, рвется в окно... Разобраться в мотивах поведения таких детей помогает системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Часть 1

На приеме я часто вижу мальчиков и девочек, на руках у которых имеются самоповреждения и самопорезы. Их приводят родители и педагоги — замечая самопорезы на руках, они начинают бить тревогу. В этой статье мы поговорим о демонстративном поведении подростков, которые охотно показывают свои самоповреждения другим ребятам.

Учителя рассказывают, что такие дети нарочно обращают на это внимание других, словно хвастаются. Такие дети часто отличаются и по поведению в школе: ведут себя демонстративно, могут срывать уроки, дерзить, прогуливать занятия. Всячески стараются, чтобы их заметили. В среде подростков подобное поведение может считаться «крутым», мол, посмотрите, какой я смелый. А дома? Дома ребенок истеричен, требователен и способен нанесением самопорезов и самоповреждений на руках угрожать суицидом перед родственниками.

Почему подростки демонстративно наносят себе самопорезы и самоповреждения на руках? По какой причине они это делают?

В своей практике я наблюдаю, что самоповреждения кожи с целью привлечения внимания окружающих причиняют себе подростки, обладающие зрительным и кожным векторами. При этом у них могут быть и другие вектора, но кожно-зрительная связка будет ведущей в описанном выше случае.

Разобраться в мотивах поведения таких детей помогает системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Встревоженные родственники приводят такого подростка на прием к психиатру не зря. Не каждый ребенок будет угрожать суицидом через «вскрытие вен», самопорезы и самоповреждения на руках. Подросток устраивает дома истерики, заявляет, что его никто не любит, что он никому не нужен. Угрожает выпрыгнуть с балкона, порезать руки и тому подобное. И режет. А потом мама или папа находят его с окровавленными предплечьями в полуобморочном состоянии. Пытаются оказать помощь, остановить кровь, вызывают скорую помощь, а он вдруг вскакивает, рвется в окно...

Самопорезы и самоповреждения у подростков картинка

Я наблюдаю детей, которым был выставлен психиатрический диагноз. В результате навязчивых самоповреждений кожи и нарушений поведения они неоднократно лечились в психиатрическом стационаре. Я читаю выписки: «угроза суицидом 2015 год, угроза суицидом 2017 год»…

Почему ребенок готов добровольно причинять себе вред, нанося самоповреждения, самопорезы на руках? Чтобы разобраться в причинах такого поведения подростков, обратим внимание на особенности их психики.

Причины самопорезов и самоповреждений у подростков. Роль зрительного вектора

Человек, наделенный зрительным вектором, имеет огромный эмоциональный потенциал и чувственность. Каким образом она будет проявляться — зависит от степени развития и реализованности свойств зрительного вектора.

Человек желает наслаждаться, получать для себя. Дети еще только нарабатывают различные умения, и чаще их желания исполняют родители. Если ребенок со зрительным вектором с детства привык закатывать истерики с криками и морем слез, чтобы получать желаемое, то вместо развития навыков взаимодействия закрепляется такая примитивная модель поведения. Доведенные криками родители готовы дать ему все, лишь бы успокоился. Не понимая особенностей ребенка, они беспомощны как-либо повлиять на ситуацию.

Зрительный вектор — это особая составляющая психики человека. Зрительному ребенку, как в прочем и любому другому, необходимо правильное воспитание, которое согласуется с его психическими особенностями.

Зрительный ребенок, как никто другой, нуждается в создании эмоциональных связей. Сначала, в раннем возрасте, с родителями, особенно с мамой. Далее, в детском саду и школе, он создает эмоциональные связи со сверстниками. Дружба между зрительными девочками не разлей вода. И с кожно-зрительными мальчиками — так же. Они делятся друг с другом секретиками, переживают чувства друг друга, как свои собственные.

Исключительное значение для зрительных детей имеет чтение классической литературы — переживая в своем воображении все происходящее с героями книг, дети научаются сострадать и любить других людей, развиваются чувственно и интеллектуально.

Ребята с кожно-зрительной связкой векторов талантливы и в актерском мастерстве, охотно посещают театральный кружок, участвуют в школьной самодеятельности. При правильном развитии к подростковому возрасту они научаются выносить свои чувства и эмоции наружу, на благо других людей — помогать оказавшимся в беде, сострадая им.

Эмоциональная амплитуда зрительного вектора огромна. Больше, чем у всех других векторов. Это его желание — испытывать яркие эмоции. Именно зрительный вектор дан человечеству для развития культуры и искусства — как средства, побуждающего других людей к сопереживанию себе подобным и тем самым снижению неприязни в обществе.

Склонность к самоповреждениям картинка

Что же получается, если не происходит правильного развития ребенка со зрительным вектором?

В подростковом возрасте уже почти завершено развитие психики человека. Если зрительный мальчик или девочка не были воспитаны должным образом, то у них не формируется навык учитывать других людей, их чувства и желания. Такие дети и во взрослой жизни продолжают использовать инфантильные модели получения желаемого — например, через эмоциональный шантаж и угрозы самоповреждений.

Зрительный вектор так или иначе добудет себе эмоции. Для него это вопрос жизни и смерти, постоянное глубокое переживание чувств и их выражение — это его воздух. Иногда способом добыть себе эмоции становится нанесение самоповреждений и самопорезов на руках. Из бесед с подростками я вижу причину в детстве.

Часто девочке, и особенно мальчику, запрещали плакать. Или в семье не было принято выражать свои чувства. В своей практике я видела семьи, внешне благополучные, в которых разговаривали глаголами, а о чувствах, переживаниях — не говорили вообще. Ребенок не научается выносить свои чувства наружу, другим людям, как он делал бы это, имея возможность искреннего общения с родителями, прежде всего с мамой, читая книги, играя на сцене, играя во дворе на гитаре, помогая тем, кому нужна помощь, выражая любовь. Если зрительный ребенок не научен плакать за других, тогда он будет плакать за себя. Будет выражать себя в истериках, суть которых одна: «Обрати на меня внимание! Дайте мне то, что я хочу!».

И поднимается волна самопорезов, самоповреждений, чаще на руках, у подростков. Угрозы суицидом, демонстративный шантаж, эмоциональный прессинг — все это они делают с целью раскачки себя в эмоциях, ведь близкие люди к такому поведению не остаются равнодушными и «подпитывают» зрительный вектор подростка вниманием к его проблеме, склонности к самоповреждению и угрозам суицидом.

Внешне подростки со зрительным вектором могут выглядеть весьма примечательно. Их демонстративная внешность так и кричит: «Обрати на меня внимание!».

Зрительные подростки страдают, не получая эмоций, страдают, не умея выражать их. Им приходится очень непросто. Они бы и сами рады не поступать так! Но ими движет бессознательное, то есть зрительный вектор, который желает переживать эмоции любой ценой.

Когда истерики и всяческие демонстрации исчерпывают себя, подросток находит иной, более «действенный» способ привлечения внимания к себе через самоповреждения кожи. И все-таки не каждый подросток будет это делать таким образом.

Роль кожного вектора в причине нанесения самопорезов и самоповреждений у подростков

Не все зрительные подростки будут наносить себе самопорезы и иные самоповреждения.

В своей практике я наблюдаю, что самопорезы и самоповреждения кожи наносят себе с целью эмоционального шантажа прежде всего те подростки, которые подвергались физическому наказанию в детстве.

Ребенок, рожденный с кожным вектором, нуждается в ласке и нежности. Все его биохимические процессы получения удовольствия настроены на это. Когда его бьют, шлепают, его нежная кожа испытывает боль намного большую, чем у ребенка без кожного вектора. Если такое повторяется часто, то ребенок переучивается получать удовольствие не от нежности, а от боли. Кожный вектор — гибкий, приспосабливающийся. Биохимические процессы перестраиваются, и вот, в ответ на боль происходит выделение гормонов удовольствия — эндорфинов, формируется склонность к мазохизму.

Подросток сам не понимает того, что с ним происходит. Кто-то будет угрожать выпрыгнуть из окна, кто-то — броситься под поезд, кто-то — отравиться таблетками, раз «меня не любят». А подросток с битым кожным вектором будет бессознательно стремиться наносить себе самопорезы и самоповреждения, чаще на руках, демонстративно угрожая суицидом. Подобное поведение может быть настолько закреплено, что психиатр выносит диагноз: синдром самоповреждений или болезнь самоповреждения.

Кроме зрительного и кожного векторов, подростки могут обладать еще и звуковым вектором, тогда клиническая картина усугубляется. Читайте об этом в первой части статьи.

Как помочь подростку избежать самопорезов и самоповреждений на руках

Чтобы помочь подростку, очень важно понять его, что с ним происходит и почему, просто «приструнить» его не получится. Очень важно и состояние самих родителей, прежде всего мамы — именно от нее ребенок с рождения и до окончания подросткового возраста получает ощущение безопасности и защищенности. Или не получает, и это становится важным фактором, тормозящим его развитие.

Подросток, который наносит самопорезы и самоповреждения кожи на руках, находится в большом эмоциональном страдании, и в ваших силах ему помочь. Регистрируйтесь на бесплатные лекции по системно-векторной психологии Юрия Бурлана, чтобы узнать больше о психике своего ребенка и наладить с ним связь

Корректор: Наталья Коновалова

Автор публикации: Екатерина Крестникова, врач – психиатр-нарколог
Редакторы: Евгения Алексеева, врач; Диана Кирсс, семейный врач
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии. Уже идут 69758 человек

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

Уже идут 69758 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
 

Даты лекций будут
скоро назначены

Комментарии 0
 
 
 
 
Войти
С помощью социальных сетей:
facebook.com
В контакте
Google+
Одноклассники
Mail.ru
X