Культура поведения и поведение личности - тысяча и одно желание
Почему мы ведём себя так, а не иначе? Каковы истинные причины наших поступков, если иногда мы не можем объяснить их даже самим себе?
Чем определяется поведение личности? Воспитанием в семье или уровнем образования, расовой, национальной, религиозной принадлежностью или степенью благосостояния?
«Идеал культурного человека есть ни что иное,
как идеал человека, который в любых условиях сохраняет
подлинную человечность».
Альберт Швейцер.
«Высочайшая возможная стадия нравственной
культуры — когда мы понимаем, что способны
контролировать свои мысли».
Чарлз Роберт Дарвин.
«Культурный человек... Это тот, кто
в состоянии сострадать. Это горький,
мучительный талант».
Василий Шукшин.
Почему мы ведём себя так, а не иначе? Каковы истинные причины наших поступков, если иногда мы не можем объяснить их даже самим себе?
Чем определяется поведение личности? Воспитанием в семье или уровнем образования, расовой, национальной, религиозной принадлежностью или степенью благосостояния?
О культуре поведения человека лучше всего говорят его поступки. А что предшествует любому поступку? Правильно — желание или стремление к осуществлению чего-либо, а уже на основании желания появляется намерение или план конкретных действий по удовлетворению своих желаний, пошаговая инструкция, так сказать. А намерение реализуется в действии.
Таким образом, поведение личности определяют его желания.
Однако не любое наше желание мы воплощаем в жизнь. Врождённые качества, присущие каждому вектору, определяют тип мышления, систему ценностей, согласно которой формируется поведение и выстраивается весь жизненный сценарий человека.
Самое интересное, что любое желание заложено в нас при рождении, мало того, каждое из них обеспечено соответствующими свойствами — как физическими, так и психическими, т. е. мы не можем пожелать того, чего не в состоянии осуществить! У нас просто не возникнет такой потребности.
Безусловно, мы часто поддаёмся общему ажиотажу, моде и ошибочно принимаем популярные сегодня стереотипы за личные цели, рационализируем свои поступки и изо всех сил пытаемся стать тем, кем быть не можем.
И такие ошибки присущи исключительно взрослому человеку.
Маленький ребёнок всегда действует напрямую, его поведение обусловлено только его собственными желаниями и не ограничено никакими запретами. Для него не существует понятий культуры, морали, нравственности и т. п., все ограничения прививаются со временем, а желания — это проявления психических свойств, которые заданы от рождения.
Почему в таком случае из двух братьев или сестёр, которые воспитываются в одинаковых условиях, могут вырасти две совершенно разные личности?
Что является определяющим фактором, позволяющим назвать человека Культурным?
Почему культура поведения в наше время отличается от таковой, к примеру, в Средние века?
Можно ли влиять на поведение личности и получится ли изменить его в корне?
Самые невероятные, но очевидные ответы находятся прямо внутри нас, на большой глубине психических процессов, там, где только зарождаются любые желания, точно такие же, как и 50 тысяч лет назад, — либо ненависть к ближнему, либо сострадание, а вот какие преобладают, зависит от степени развитости и уровня реализации каждого конкретного индивидуума.
Поведение любого человека определяют его врождённые психологические качества — набор векторов. Поведение личности формируется под влиянием социума в процессе развития этих врождённых качеств и взросления человека.
Как формируется культура поведения современного человека, и в какой ситуации любые культурные надстройки могут быть сброшены?
Почему в современном мире поведение личности колеблется от пика гуманности и жертвенности до маргинального поведения криминальных элементов?
Продолжаем погружение в глубинные тайны психики человека.
Мы рождаемся, имея определённый набор желаний, невербализованных, не оформленных в нумерованный список, а подсознательных, скрытых глубоко в психическом стремлений, удовлетворяя которые мы выравниваем своё состояние, получаем наслаждение, приводим в сбалансированное состояние биохимию головного мозга.
А вот способ, которым удовлетворяются наши потребности, уже зависит от уровня развитости врождённых свойств и от наработанных за 50 тысяч лет навыков реализации, в том числе и культуры поведения в обществе.
К примеру, есть желание к экономии. Оно может воплотиться в скряжничестве, неадекватных запретах, складировании ненужного хлама, а может проявить себя в виде экономии ресурсов — денежных, временнЫх, человеческих — и воплотиться в выдающихся инженерных решениях.
Желание одно и то же, но способы реализации отличаются кардинально, в том числе и количеством полученного наслаждения. Сколько бы хлама архетипичный кожник не приволок к себе в дом, он никогда не сможет получить удовлетворение от своих поступков на том уровне, на котором получает его развитый и реализованный инженер-изобретатель.
От чего же зависит поведение личности в современном мире?
От уровня развитости его векторальных свойств и степени их реализации в обществе.
Развить врождённые качества можно только до окончания периода пубертата (12-15 лет) в условиях правильного воспитания, соответствующего набору векторов ребёнка. Взросление в тесном взаимодействии с социумом даёт навыки общения, адаптации и культуры поведения в обществе.
Таким образом, адекватное воспитание даёт очень многое, помогает развить врождённые свойства до уровня, соответствующего современному обществу и адаптировать их таким образом, чтобы получать от реализации максимум наслаждения, принося при этом пользу всему человечеству.
Культура поведения современного человека зависит от привитых культурных ценностей и уровня социализации личности, т. е. является сугубо приобретённым качеством, определяющим варианты поведения личности.
Развитый и реализованный человек всегда привносит в окружающую среду общественно полезные блага, получая удовлетворение от собственной деятельности. Преступные элементы криминальной среды — это неразвитые до современного уровня, остановившиеся в архетипичной программе поведения индивиды, пытающиеся реализовать свои нехватки простейшим способом — на уровне законов первобытного общества (воровство, убийство, насилие и т. п.).
Основательница культуры — кожно-зрительная женщина, ей же мы обязаны пиком развития культуры сегодня. Во все времена назначение культуры состояло в снижении уровня коллективной неприязни, вызванной нехватками реализации.
Чем менее реализованным является человек в обществе, тем сильнее врождённые свойства требуют своего наполнения — любым способом, хоть как-нибудь, хоть ненадолго выровнять биохимию головного мозга и нормализовать состояние.
Растёт неприязнь к ближнему, особенно к развитой и реализованной личности, которая живёт полноценной жизнью и позволяет себе получать наслаждение от существования, в то время как у меня нет возможности реализовать свои потребности — убил бы! Просыпается первичный животный позыв к убийству, ограниченный, во-первых, законом, во-вторых, — культурой.
Целью культуры неизменно было повышение ценности человеческой жизни, так как в корне её лежит древний страх быть съеденным каннибалами племени. В настоящее время человеческая жизнь имеет максимальную ценность и является главным приоритетом в любом обществе.Так, если все предыдущие тысячелетия человечество вело непрекращающиеся кровопролитные войны, то сегодня отношение к жертвам военных действий в определенном смысле абсурдно, но весьма показательно именно с точки зрения ценности жизни: ради спасения нескольких солдат, попавших в плен, на освободительную операцию бросается если не вся армия, то самые лучшие спецотряды с поддержкой авиации и флота.
Следует отметить, что любые культурные надстройки могут быть сброшены, независимо от уровня развитости векторальных свойств. Это может произойти в случае сверхстресса, когда давление ландшафта значительно превосходит адаптивные возможности человека.
Иногда можно услышать сообщение о том, что известная актриса была поймана в супермаркете во время попытки украсть зубную щётку, — это проявление сверхстресса в кожном векторе. Поведение личности в тот момент возвращается к первобытной программе, реализуя свои потребности напрямую, здесь и сейчас. После прекращения действия стрессообразующего фактора психологическое состояние человека восстанавливается.
В каждом векторе стресс проявляется по-своему. Именно эти поступки с состоянии стресса мы не можем объяснить ни себе, ни другим, в тот момент нами живут наши неосознанные и нереализованные желания, толкая на самые отвратительные поступки. Осознавая природу своих векторов, вы в состоянии разобраться со своими желаниями, узнать, наконец, их настоящие истоки и найти приемлемый способ для их удовлетворения. Понимая, что происходит с нами в состоянии стресса и что именно может привести к этому, вы получаете инструмент осознанного контроля над своими поступками.
Таким образом, определяющим фактором культуры поведения современного человека является тот факт, насколько он в своём развитии соответствует требованиям современного социума, в какой степени он реализует свои врождённые свойства, получая удовлетворение от собственной жизни.
Для меня идеалом культурного человека всегда был князь Мышкин. Увы для большинству он казался идиотом. Сегодня думаю, что таких, как он "сьедят" ещё быстрее. Стресса устойчивости нет, страхов полно и самое главное нет реализации. Кроме того, сегодня мало быть хорошо воспитанным, сегодня важно понимать других и себя. Иначе все культурные надстройки слетят в один миг. И человека либо "сьедят", либо он сам поможет съесть другого, принимая в этом активное и непосредственное участие. Спасибо за статью. Есть о чем задуматься.
Написано вполне доступно и понятно. Спасибо, Диана. Но есть одно "но". Из статьи в статью кочует утверждение, которое легче опровергнуть, чем доказать, а именно: "основательницей культуры является кожно-зрительная женщина". Это очень удобное и льстящее самолюбию всех женщин утверждение не имеет под собой научно-исследовательской основы. Нас с детства учили доверять, но проверять. Вот я и решила поставить под сомнение этот факт, т. к. не один год изучала и этнографию, и религиоведение, и культурологию, и ещё много чего. Не претендую на доскональность и чёткость моих доводов, поэтому приведу в доказательство работы двух учёных, "съевших собаку" на своих исследованиях. Это Эрих Нойманн - "Происхождение и развитие сознания", а второй - Геодакян - "Теория пола" ( о половом диморфизме). В этих работах, и со стороны биологии (у Геодакяна), и со стороны психологии (у Нойманна) доказывается, что мужчина - НОВАТОР (и в основании культуры, в том числе), а женщина - ХРАНИТЕЛЬНИЦА и продолжательница. Эта тема слишком обширна и неоднозначна, чтобы писать здесь о подробностях. Жду не дождусь, когда же на этом сайте появятся статьи профессионалов - этнографов, культурологов, религиоведов. Хотя, не спорю, статьи врачей и менеджеров также интересны.
Ирина, тут тоже есть одно "но":)
Да, действительно мужчина по сути был добытчиком и новатором, в том числе придумавшим орудия труда, а женщина хранительницей домашнего очага и продолжательницей рода. Это справедливо для всех мер, кроме зрительной. Кожно-зрительная самка является противоположностью женщине в том смысле, что она не рожала детей, а наоборот ограничивала случку с целью создания эмоциональных связей. Также она не сидела в пещере, а отправлялась на охоту вместе с добытчиками, в качестве дневного охранника стаи. Имея врожденный страх за свою жизнь и наилучшую способность различать цвета, она первая видела хищника и предупреждала стаю об опасности. Именно страх за свою жизнь, вынесенный наружу в виде страха за жизнь других, был основой создания культуры, то есть сохранения жизни каждого человека.